Биоэкологическая лаборатория

Группа ВКонтакте https://vk.com/ekoshtab_vo

Руководитель лаборатории Захарова Нина Алексеевна работает в ДЮТЦ «Васильевский остров» с 1987 года.

  «Биоэкологическая лаборатория» создана в 2000 году на базе биомедицинского кружка. Лаборатория преемственно впитала традиции сложившегося к тому времени коллектива кружка. Однако, кроме биологического и медицинского направления, предложила учащимся также востребованную временем экологическую направленность.

 Сейчас объединение это – большой, дружный коллектив, в котором занимаются около 70 детей от 6 до 20 лет в 5 группах. Группы распределены не только по возрасту, но и по интересам. Работа в лаборатории ведется по 4 программам, которые призваны обеспечить преемственное развитие знаний в области основных биологических законов, фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

 1. Начальный этап для получения знаний в биоэкологической области представлен материалами программы «Первые шаги в биоэкологии» для детей 6-9 лет, желающих обучаться биоэкологическим знаниям, независимо от уровня способностей в области биологии. Программа рассчитана на 2 года обучения, 4 часа в неделю, уровень освоения программы общекультурный.

В Биоэкологической лаборатории даже на начальном этапе учащимся не просто предлагается сумма биоэкологических знаний, а воспитывается активный исследовательский подход к явлениям природы: умение проводить наблюдения в природе, ставить опыты, публично представлять свои «наблюдения», небольшие исследования, соблюдая правила поведения в мире природы, правила здорового образа жизни.

 2. «Биологические лабиринты» для учащихся 10-18 лет, 3 года обучения, 6 часов в неделю, уровень освоения программы базовый.

Программа курса не претендует на полный охват всех биологических знаний. Она направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения биологических наук, расширение знаний по биологии и экологии, формирование осознанного отношения к миру живой природы, повышение образовательного уровня обучающихся. Программа дает возможность выбрать свой «биологический путь», активно включаться в поиск новых знаний.

 Почему «Лабиринты»? Педагог использует в программном курсе принцип движения по «Лабиринту» - решение проблемных творческих задач, что является главным способом осмысления жизни.

 3. «Человек в большом городе» для учащихся 14-18 лет, 3 года обучения, 6 часов в неделю, уровень освоения программы углубленный.

 В программе предусмотрены практические занятия 2 часа один раз в неделю. Дети учатся проводить, описывать и публично представлять свои научные исследования на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

 4. «Знакомство с биотехнологиями и молекулярной биологией» для учащихся 14-20 лет, 2 года обучения, 4 и 6 часов в неделю, уровень освоения программы углубленный.

 В программе предусмотрены практические занятия 2 часа - один раз в неделю. В этом возрасте подростки делают свои серьезные исследовательские работы по результатам практик. Практики могут проходить в ДЮТЦ, в СПбГУ, в ЦИНе, в НИИ Прикладной экологии, в профильном музее… Данная программа учитывает интересы и склонности учащихся и предоставляет возможность выбора собственной траектории обучения, позволяет учащимся, целенаправленно готовящимся к поступлению в вузы по биологическим и медицинским специальностям, убедиться в правильности выбора будущей профессии.

 Набор детей в группы осуществляется на основании результатов предварительного индивидуального собеседования и тестирования с целью ознакомления с интересами и потребностями детей, выявления мотивов их выбора и характера заинтересованности в занятиях. На собеседовании определяется программа, по которой будет заниматься ребенок, выясняется оптимальный график занятий, выявляются творческие и физические способности ребенка.

 Отличительная черта всех наших программ - это направленность на подготовку детей к осознанному участию в исследовательской деятельности. За два последних года учащиеся лаборатории представляли свои работы и были награждены дипломами Победителей, дипломами I , II, III степеней, специальными дипломами за высокую практическую значимость исследований на Международной Биос-Олимпиаде, Международных Сахаровских чтениях, заняли 1 место на «Ломоносовских чтениях в Санкт-Петербурге», в рамках международного экологического форума «Экология большого города», участвовали в конференции и акциях Российско-финского центра повышения квалификации в области охраны окружающей среды «Минерал», стали Победителями на всероссийском молодёжном Биос форуме в Наукограде г. Пущино Московской области, Победителями Всероссийского экологического конкурса «Города России» и т.д..

 При этом ребята получили уникальную возможность: проявить себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно!), радостный эмоциональный подъем. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе.

 Биоэкологическая лаборатория получила три гранта на создание и реализацию собственных экологических проектов. Сотрудничество с биофаком СПбГУ, с Музем Почвоведения им. В.Докучаева, Институтом Цитологии РАН, с ОО «Дочери офицеров», администрацией района, Муниципальными Советами, с централизованной библиотечной системой района, с экологическими ОО даёт возможность ребятам заниматься реально-значимой для района и города работой в профессиональных коллективах исследователей, создавать проекты: видеопроект «Мы, помним!», «От Наблюдения к Исследованию», «В гостях у Флоры», «Парад Почв в СПб», «Приключение Красного волка», знакомиться с интересными людьми.

 Ежегодно исследования учащихся публикуются в материалах международной конференции «Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения», в материалах международных Докучаевских и Сахаровских чтений, в экологическом журнале «У Лукоморья».

 Волонтерская деятельность лаборатории известна в городе. Это работа в Мемориальном музее Обороны и Блокады Ленинграда, в СПб ГБСУСО дом-интернат ветеранов войны и труда «Красная звезда», ежегодные выступления на торжественном вечере, посвященном полному снятию блокады Ленинграда, помощь в организации Ёлок для особых детей, работа в Ботаническом саду СПб.

 В лаборатории ведется воспитательная работа, направленная в первую очередь на повышение культурного уровня учащихся. Этому способствуют - экскурсии, посещение театральных представлений, концертов, встречи-знакомства с интересными людьми: «Наука в лицах».

 Велика роль наших выпускников во всех делах лаборатории: 11 хирургов, 5 стоматологов, 5 невропатологов, 8 ветеринаров, 8 генетиков, 4 педиатора, 7 биологов молекулярщиков, 2 зоолога, 5 микробиологов, 12 физиологов, педагоги школ, преподаватели СПбГУ, научные сотрудники Музея Почвоведения – это выпускники последних 10 лет. Сегодняшние учащиеся лаборатории хорошо знают выпускников и общаются с ними. Образовались 4 семьи из выпускников лаборатории разных лет.

 В течение десяти лет в районе успешно действует Дискуссионный клуб для старшеклассников, в работе которого активное участие принимают учащиеся, выпускники Биоэкологической лаборатории, их родители, учащиеся и педагоги образовательных учреждений района. Проводятся ежемесячные «Семейные Чтения» - для детей и родителей. Родительские пятницы – постоянно действующая педагогическая помощь. Экскурсии с детьми и родителями, встречи с интересными людьми. Родители печатают свои статьи о воспитании детей в журнале «У Лукоморья». Два раза в год дети выступают перед родителями со своими творческими наблюдениями или исследованиями. Сотворчество педагога, детей и родителей способствует сплочению коллектива.

 Руководитель лаборатории Захарова Нина Алексеевна – педагог с высшей категорией, победитель районного Педагогического конкурса «Сердце отдаю детям», обладатель звания «Лучший педагог дополнительного образования Санкт-Петербурга» и премии Законодательного собрания в 2011 году. Статью о Нине Алексеевне можно найти в энциклопедии «Золотой фонд профессионалов среднего и дополнительного образования» (2011 г.). За педагогическую деятельность награждена дипломом Оксфордского университета (Великобритания) (2008), Дипломом за успешную педагогическую деятельность от Европейской Естественнонаучной АН (2014). Благодарность от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга за подготовку социально значимых мероприятий, значительный вклад в воспитание подрастающего поколения (2017 и 2019).

 Коллектив лаборатории живет интересной творческой жизнью. Радость общения, радость научного творчества ждет всех в нашей лаборатории. Мы радуемся большим или маленьким успехам друг друга.

 Если Вам нравится биология или медицина. Если Вы планируете поступать в биологический или медицинский ВУЗ. Если Вы хотите найти друзей по интересам. Если Вы хотите знать:

- Как рождается жизнь

- Где спрятаны наши способности и неудачи

- Что управляет нашим поведением

- Где мы получаем энергию для жизни

- Как общаются наши клетки

Приходите в Биоэкологическую лабораторию ДЮТЦ «Васильевский остров».

В группе ВКонтакте можно найти новости и анонсы наших дел.