Для настоящей статьи использованы материалы
из фондов музея «Ленинградское детство»
ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»
Честно говоря, трудно представить, что дети в блокадном Ленинграде ходили в школу, посещали занятия в кружках в Доме пионеров и школьников, где с ними занимались педагоги: ИЗО, пения, танцев. И это несмотря на то, какая атмосфера была буквально за дверью - голод, холод, бомбежки… Можно только позавидовать железной воле ленинградских педагогов, да и самих детей, которые находили в себе силы и прекрасно понимали, что образование им в жизни очень пригодится. Не зря ведь, спустя много лет, именно из этого поколения «детей войны» вырастет самое большое количество ученых, писателей и актеров...
В фондах музея «Ленинградское детство» ДЮТЦ «Васильевский остров» хранятся документы, свидетельствующие о работе нашего учреждения в годы блокады. Это афиша ДПШ, копии воспоминаний педагогов, детей блокадного Ленинграда, проживавших в Свердловском районе и посещавших ДПШ в эти суровые годы.
В самую тяжелую блокадную зиму 1941-1942 года, когда многие учреждения Ленинграда закрылись, Дом пионеров и школьников Свердловского района продолжал работать по адресу проспект Пролетарской Победы, 48. Сейчас по адресу Большой проспект, 48 расположен детский сад №45.
Руководила ДПШ Волчегорская Татьяна Владимировна. Она сплотила педагогов для работы по спасению детских жизней. Директор совместно с педагогами-руководителями студий: ансамбля песни и пляски, детской театральной бригады, кукольного театра, ИЗО кружка, студией сольного пения и класса рояля обходила дома своих воспитанников и приглашала их на занятия.
Т.В. Волчегорская
В холодных помещениях ДПШ, обогреваемых буржуйками, освещаемых только блокадными лампами-коптилками, педагоги помогали детям хоть на минуту, хоть на полчаса, попасть в мир искусства, поэзии, музыки, внушали своим воспитанникам чувство уверенности в нашей победе, помогали забыть о бомбежках, жгучем холоде и страшном голоде.
«Они учились в блокадном Ленинграде»
картина члена Союза художников Долининой А.А.(в 1942-43 г.г. ученица 33 школы).
Детские театральные бригады выступали перед ранеными бойцами в госпиталях, читали им стихи, пели песни, танцевали. Слабенькие физически, но сильные духом, пионеры понимали, что их выступление помогает раненым бойцам терпеть боль, согревает их сердца, вызывает воспоминание о самых родных и близких людях, оставленных в тылу.
Вспоминают педагоги изостудии: «Однажды мальчик, которого звали Саша Игнатьев, нарисовал рисунок. Весь лист он зарисовал черным цветом а в середине просто белый овал. Тогда мы спросили его, что означает эта картина? «Чёрный - это война, вот и всё. А посередине - булка. Больше не знаю ничего».
В музее «Ленинградское детство» бережно хранятся три «Дымковские игрушки», изготовленные детьми в изостудии ДПШ Свердловского района в блокадном Ленинграде. Яркие краски одежды, грациозные позы кукол - всё это поражает воображение современных детей во время экскурсии, им не верится, что в те далекие трудные, страшные времена, когда жизнь висела на волоске, можно было создавать такие жизнеутверждающие поделки.
А вот грамота, которой в 1943 году была награждена ученица 6 класса школы № 10 Наталья Жизневская за участие в городской олимпиаде детского творчества.
Чтобы дети продолжали жить, чтобы у них были новые интересы, чтобы отвлечь школьников от мыслей о войне, о смерти близких и родных, Горком ВЛКСМ и Райком Свердловского района Ленинграда проводил для пионеров и школьников различные мероприятия и конкурсы. В календаре работы ДПШ на вторую половину сентября 1942 года запланированы 11 мероприятий. Мы можем увидеть кино-утренники, даты работы комнаты игр, занятий кружков, шумового оркестра, даты лекций, концертов и встреч. Работа Дома пионеров и школьников в прямом смысле слова помогла многим ребятам выжить.
Афиша ДПШ сентябрь 1941 г.
В этот трудный период ленинградцы заботятся о своих детях. Накануне 1942 года Ленгорисполком принимает решение о проведении новогодних ёлок. Они проходили в школах №2, 6, 26 и 33, во Дворце культуры им. Кирова, в кинотеатре «Форум» («Балтика»).
В нашем районе в клубе им. Орджоникидзе (сейчас – Дом молодёжи) детям выдавали новогодние подарки – пакетик с сухарем, пряником и двумя мандаринами, которые для них доставил бесстрашный шофер Твердохлебов по Дороге жизни. Как вспоминают дети-блокадники об этих «необычных елках» дети оповещали друг друга по цепочке. Дети приходили на ёлку со своими ложками и баночками. Им вручался талон на обед и подарок. По воспоминаниям Чижовой мандарины в Ленинград привезли по «Дороге жизни». На празднике ёлки было необычно тихо, дети говорили шепотом, не бегали, у многих на это просто не было сил. Дети были в ожидании обеда, крепко сжимали в ладошках талоны на подарок и обед. Многие ребята часть своего обеда, перекладывали в баночку, чтобы отнести домой и поделиться с домашними. Ни смеха, ни веселья на этих ёлках не было. И всё же эти новогодние ёлки помогали детям верить, что придет победа, город освободят, не будет бомбежек и голода.
А вот воспоминания бабушки, записанные её внучкой, ученицей 4 класса: «Моя бабушка прожила в Ленинграде всю блокаду. В доме, где она жила остались несколько детей. И вот бабушка и женщины этого дома решили организовать для детей «Праздник Ёлки». А ведь ёлку негде было взять. Бабушка предложила взять комнатное растение герань (этот цветок от холода замерз, но сухие ветки остались). Женщины обернули эти ветки блестящими бумажками, повесили на них игрушки, которые остались от мирного времени, и положили под ёлку маленькие кусочки белой булочки. А своей доченьке бабушка подарила маленькую алую ленточку. Они завели патефон, и зазвучала мелодия «Нам не страшен серый волк». Глаза детей блестели, но лица были очень серьезны. Праздник был прерван налётом фашистских самолетов на город».
Мандат ВЛКСМ выданный Чижовой В.Ф.
Из воспоминаний Веры Тимофеевны Чижовой, в годы блокады занимающей должность заместителя секретаря РК Свердловского Комитета ВЛКСМ: «Голод делал свое страшное дело. Люди слабели, еле передвигались, умирали на улицах, дома, на работе. Нигде не слышно было детского смеха. Самое страшное в блокаде, - вспоминает она, - исчезновение улыбок детей. Ребята перестали играть и смеяться, превратились в маленьких сгорбленных старичков и старушек, с глухими, чуть слышными голосами и огромными, все понимающими старческими глазами на изможденных от голода и холода лицах…»
Чижова В.Ф.
По воспоминаниям Веры Тимофеевны моряки с линкора «Октябрьская революция» шефствовали над школами и ДПШ Свердловского района в блокадном Ленинграде. В январе 1942 года они восстановили отопление и освещение ДПШ. Моряки Балтийского флота провели акцию «5» и «50». Они отдавали по 5 грамм сахарного песка и 50 грамм хлеба от своих скудных пайков детям.
Моряки линкора «Октябрьская революция» и Чижова В.Ф.
Все жители блокадного Ленинграда были его защитниками. Они не дали фашистам сломить их и овладеть городом Ленина. Героическая оборона Ленинграда завершилась великой победой. 18 января 1943 года кольцо блокады было разорвано, а 27 января 1944 года наш город был окончательно освобожден.
Честь, свободу и независимость нашего города отстояли воины Ленинградского фронта, взрослые и дети, пионеры и школьники, педагоги и учителя, рабочие заводов. Не случайно среди ленинградцев, награждённых медалью «За оборону Ленинграда» 15249 детей и подростков, а среди них много пионеров и школьников Васильевского острова.
Вот некоторые из них:
Гарцева Нина – комсорг школы № 12,
Жданова Лидия – комсорг школы № 12,
Кузьменкова С.И. – п/вожатая 5 кл. школы № 12
Каминская И.Р. – п/вожатая 6 кл. школы № 12
Поэт Юрий Воронов писал:
В блокадных днях мы так и не узнали,
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом – паспорта.
В нашем городе всегда бережно хранили память о подвиге защитников Ленинграда. В музее ДЮТЦ «Васильевский остров» хранится газета «Ленинские искры» от 01.02.1984 года, в которой опубликованы рисунки и стихи детей 1980-х годов ХХ века о блокаде.
Мы не слышали взрывов грохота.
Мы не видели эту блокаду,
Но мы знаем, как трудно было
Осажденному Ленинграду.
Алла Кузнецова
Одетым, сытым, трудно понять,
Как жили в блокадном городе.
Никто не хотел тогда умирать
В январско-февральском холоде.
Дима Куприянов
В музее «Ленинградское детство» есть фотография Феликса Григоловича - одного из первых пионеров-василеостровцев, бывшего делегатом Василеотровской пионерской делегации на 1-м Всесоюзном слете пионеров в Москве.
Григолович Ф.С. по роду своей общественно-политической деятельности был тесно связан с родным Василеостровским и Свердловским районом. В 1929 году Григолович был первым директором Дома «Художественного воспитания», расположенного на Большом проспекте Васильевского острова. Правопреемником Дома «Художественного воспитания» стал Дом пионеров и школьников Василеостровского района Ленинграда (сейчас ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров»).
Ф.С. Григолович
С 1938 по 1944 год Феликс Стефанович был членом Василеостровского Райкома ВЛКСМ. В годы войны в блокадном Ленинграде он был комиссаром штаба МПВО Василеостровского района, руководил районным Советом ОСОВИАХИМа, а затем работал Председателем Ленинградского городского Совета ОСОВИАХИМа.
По воспоминаниям школьниц Маши Мелиховой и Люды Пищаевой им очень помогли лекции ОСОВИАХИМа, руководимого Григоловичем Ф.С., при дежурстве на крышах дома и тушении зажигалок во время блокады.
В это же время Григолович Ф.С. был Уполномоченным Совнаркома СССР и занимался вопросами эвакуации детей из блокадного Ленинграда, которых вывозили в течение всех лет осады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию. С 29 июня 1941 по 15 апреля 1942 года из города вывезли всего 1295100 человек.
В 1942 году Григолович Ф.С. за подготовку кадров для фронта награжден Знаком Центрального Совета ОСОАВИАХИМа СССР, медалью «За оборону Ленинграда» и другими медалями. Григолович Ф.С. подготовил, обучил и вдохновил многих ленинградских мальчишек и девчонок на подвиги во имя Победы. Из воспоминаний Севы Кузнецова, пионера-блокадника, которому на тот момент было 15 лет: «Я дежурил на чердаке дома, при осмотре чердака выглянул в слуховое окошко и заметил ракету, выпущенную из ракетницы с крыши дома, для корректировки и наведения вражеских самолетов. Я вспомнил, чему меня учили в ОСОВИАХИМе, и, выскочив на крышу, схватил наводчика за ноги и повалил его». Так ученик спецшколы № 25 задержал матерого шпиона.
С августа 1945 года Григолович Ф.С. работал директором Дома Культуры профтехобразования.
А вот ещё один ветеран из когорты героев-блокадников, беззаветно преданный своему делу - Кира Ивановна Кутьина-Изотова.
К.И. Кутьина-Изотова
С декабря 1942 года по сентябрь 1944 года она была старшей пионервожатой школы №30 Василеостровского РОНО, инструктором по школам Василеостровского района РК ВЛКСМ, директором детского дома на 10-й линии, директором школы № 30.
Эти заслуженные люди: Волчегорская Т.В., Григолович Ф.С., Кутьина-Изотова К.И., а также ветераны Великой Отечественной Войны, первые пионеры, первые пионервожатые-василеостровцы, стойко перенесшие все тяготы войны и блокады, в послевоенное время стояли у истоков открытия зала пионерской организации Василеостровского района при Доме пионеров на Большом проспекте в 1964 году. Много месяцев ушло на подготовку, сбор материалов, обсуждение оформления экспозиции, но зал истории пионерии был открыт. Это один из первых в городе музеев, посвященных пионерии. Правопреемником этого музея стал музей ГБУ ДО ДЮТЦ «Васильевский остров» «Ленинградское детство».
В 1964 году был открыт зал истории пионерской организации Василеостровского района при Доме пионеров на Большом проспекте. Много месяцев ушло на подготовку, сбор материала, обсуждение и споры об оформлении экспозиции и размещении информации. На собраниях присутствовали не только ветераны Великой Отечественной войны, но и первые пионеры, первые пионерские вожатые 1920-1930 годов, активисты и, конечно же, школьники. Это был один из первых в городе музей, посвященный пионерии. Интерьером и оформлением экспозиции занимались начинающие дизайнеры, учащиеся Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Торжественное открытие, осмотр экспозиции, встречи ветеранов, воспоминания, вечера, экскурсии...
Шло время, поток посетителей не ослабевал, пионеры не были здесь гостями, они были полноправными хозяевами музея, проводили экскурсии, изучали историю, выступали и организовывали различные мероприятия. В 1980-х годах Штаб «Красных следопытов» активно собирал документы, биографии героев войны и пополнял фонды музея не только воспоминаниями о войне, но и историей района, города. Также ребята собирали материалы о своей современной жизни, об успехах, целях и достижениях, о своей работе в октябрятских звездочках и пионерских отрядах, о праздниках и концертах, учебе и отдыхе.
Сейчас музей переживает новый этап развития. За это время перестало существовать государство СССР и пионерия, изменилось общество. А дети? Остались ли дети такими же, какими они были 50, 100 лет назад, или они тоже стали другими? В нашем музее можно узнать, как жили дети в XX веке!
Миссия нашего музея - рассказать детям о детях! Показать и рассказать современным школьникам и малышам, чем увлекались и интересовались дети другой эпохи, во что любили играть и что читали, как учились и как отдыхали.
Нам хотелось бы, чтобы музей стал ближе и понятнее современным ребятам, открыт и доступен, чтобы здесь малыши узнавали новое, открыли для себя удивительные предметы и историю города, узнали о судьбах людей из прошлого века и поняли, что это были такие же дети, как и они сейчас! Здесь можно изучать, исследовать и открывать мир ДЕТСТВА!
Детство – это всегда счастливая пора, даже если оно пришлось на тяжелые времена. Каждый взрослый с улыбкой вспоминает то время, когда он был маленьким, проказничал и озорничал, играл и учился, занимался спортом и гулял, ходил в походы и занимался в кружках, коллекционировал и мастерил что-то своими руками.
Любой взрослый с радостью вернулся бы в свое счастливое детство хотя бы на несколько минут. Наш музей перенесет вас во времени, и вы увидите те предметы, фотографии или книги, которые вы когда-то держали в руках, вспомните, как играли и учились в детстве.
На материалах музейных фондов основывается большое количество разнообразных экскурсий и музейных уроков. Для школьников и для малышей в детском саду у нас есть интересные истории, мы с удовольствием познакомим их с историей Василеостровского района, города, страны и, конечно, поиграем.
В программе «Музей идет к вам в гости» предусмотрены следующие музейные занятия:
1. «Первый полет человека в космос». Музейный урок посвящен биографии Ю.А. Гагарина, подготовке к первому полету человека на околоземную орбиту, историческим моментам полета. Урок рассчитан на детей 1-4 классов.
2. «Мы писали, мы писали...». Интерактивный музейный урок расскажет о том, как писали люди на Древней Руси и в Древнем мире, что такое письмо и письменные принадлежности, откуда появились и как изготавливались чернила. У ребят будет возможность окунуть перьевые ручки в чернильницы и написать каллиграфическим почерком; дотронуться до печатной машинки. Урок рассчитан на детей 1-4 классов.
3. «Как считать...?» Интерактивный музейный урок направлен на изучение возможностей счета при помощи простых инструментов: счётов, весов, логарифмической линейки. Юные экскурсанты узнают историю возникновения весов и увидят различные их виды, узнают, когда и как зародился счет и какие обозначения использовались для счета. Увидят различные приборы, которые помогли людям быстро найти нужный ответ при сложении, вычитании и умножении. Урок рассчитан на детей 2-5 классов.
4. «Почтовая марка. Большое путешествие длиною в 180 лет». На музейном уроке ребята узнают, когда и где появилась первая почтовая марка, как в Древнем мире и на Руси отправляли почту, и правитель какой страны в Евразии славился быстрой доставкой корреспонденции в средние века. Узнают, из какого материала делают, и какой формы бывают почтовые марки, узнают о производстве и изготовлении марок, услышат истории об знаменитых людях и событиях, изображенных на марках. И, конечно же, поиграют! Урок рассчитан на детей 3-5 классов.
5. «Великая Отечественная война. Блокадное детство». Урок рассчитан на первоклассников.
6. «Великая Отечественная война. Жизнь города» Урок для 2-3 классов.
7. «Великая Отечественная война. Уроки мужества. Юные защитники». Урок для 4-6 классов.
8. «Зимние забавы». На интерактивном занятии ребята узнают, когда люди впервые встали на коньки, и из чего они были сделаны, чем отличаются хоккейные коньки от конькобежных и фигурных коньков, какие бывают лыжи, и для чего их делают разными, увидят детские саночки прошлого века.
9. «Игры и игрушки наших бабушек и дедушек», «Хобби ребят из СССР». На интерактивном музейном занятии ребята узнают, чем увлекались, что коллекционировали их бабушки и дедушки.
10. «Удивительные предметы» Попробуем вместе отгадать, для чего использовали те или иные предметы, как их использовали, и смогут ли пригодиться сегодня эти предметы?
Много-много историй, рассказов и удивительных материалов хранится в фондах музея. Будем рады показать, рассказать, вместе создать! Наши программы: «Музей идет к вам в гости» и «Музей в чемодане» доступны и адаптированы для школьников.
Мы открыты дружбе и сотрудничеству!
Контактные данные.
Голубева Ирина Павловна (заведующая музеем)
Тел.: +7 (812) 356 0005
Эл. почта: lendetstvo@yandex.ru
Телеканал "Санкт-Петербург" 17 января 2021 г.
Дайджест петербургского образования 21 января 2021 г.
Интерфакс Россия 22 января 2021 г.
- О выставке «Город звучит тишиной» в Музее городского электрического транспорта с участием экспонатов музея "Ленинградское детство" 27 января 2021 г.
- О выставке "Ленинградское детство" в библиотеке "На Морской" 2 февраля 2021 г.
Дайджест петербургского образования 23 ноября 2021 г.
- О выставке "К 100-летнему юбилею библиотеки им. Островского" ноябрь 2021 года
В группе "Василеостровский район Санкт-Петербурга" Администрации ВО ВКонтакте
В группе "Школьные музеи России" ВКонтакте
На сайте "Гид по образованию Васильевского острова"
- Уроки Мужества прошли в школах района с 18 по 27 января 2022 года
- О выставке «Стоп кадр» в историческом парке «Россия- моя история»
- интервью на 1 федеральном телеканале учащегося ДЮТЦ «ВО» с рассказом о музейных предметах
- о выставке «В гостях у Нового года и Рождества» в библиотеке «На Морской»
- Экскурсия «Свеча памяти» по материалам музея «Ленинградское детство»
- Музей Победы (г. Москва). Экскурсия «Первый Всесоюзный слет пионеров»